Вильон 12: Капительное строительство (плюс [авто]фичи)

Yuri Gordon
3 min readFeb 10, 2021

--

Когда мы расстались пять дней назад, в шрифте Вильон было 3280 глифов, что довольно прилично. Сегодня в нем 4984 глифа. Это значит, что я в среднем делал 340,8 глифа в каждый из прошедших дней.

Но зачем?! Дело в том, что мне захотелось капители. Если вы помните, шестидесятники не очень точно представляли, где заканчиваются большие буквы и где начинаются маленькие. Например, на картинке ниже среди строчных вдруг появляется заглавная А.

Это совсем неправильно — и чертовски обаятельно. Почему бы мне не добавить к своим строчным партию низкорослых заглавных?

Обычно капители рисуют чуть более высокими, чем строчные — примерно 108–110%. Это делается, чтобы капитель была хорошо видна в сплошном наборе. У меня принципиально другая задача: расширить вариативность набора. Поэтому капитель сделана точно в рост и плотность строчных.

Скринкаст демонстрирует некоторые возможности вильоновой капители, а заодно показывает мой любимый блок в ФонтЛабе: фичи.

Здесь должен прервать капительный рассказ и вознести хвалу создателям ФонтЛаба. Не было ничего более противного моему характеру, чем прописывание фичей вручную. Даже был готов отказаться от альтернейтов — только бы не объяснять программе, что на что заменять. Но в один невероятно прекрасный день Ярмола взмахнул волшебной палочкой — и в палитре Фичи появилась лучшая из кнопок: Add Auto Features.

Признаться, долго ей не доверял, несмотря на очень настойчивые предложения автора уже нажать туда, наконец. А вдруг оно мне весь шрифт испортит? А вдруг я потом не смогу вернуть всё как было? А вдруг нажму Remove All Features — и пропадет весь кернинг, который неделю выстраивал, засыпая на каждой тысячной паре?
Но вот однажды я все-таки решительно зажмурился и кликнул.
И что бы вы думали?! Оно сразу всё прописало! Само!

Вот так, в один клик, ты получаешь комплект работающих фичей. Мамма миа. С тех пор я пложу стада альтернейтов и с вожделением оттягиваю момент, когда вся эта компания вмиг начнет играть в чехарду на превью.

Да, в Вильоне уже сейчас четыре варианта строчной (и капительной) д. И все они отлично переключаются при помощи фичей salt (стилистические альтернейты), smcp (строчные в капители) и трех стилистических сетов ss01, ss02, ss03. Всю эту машинерию ФонтЛаб собрал сам, ориентируясь по суффиксам в названиях глифов .alt (alt1, alt2 и т. д.) и .sc.

Теперь, когда капитель готова и фичи включены, Вильон приобрёл все необходимые реджименты, чтобы стать единственным в своём роде шрифтом-хамелеоном. Вы же помните девиз проекта: «Преодоление начертания». В нынешнем виде Вильон может микшировать глифы между мастерами, создавая странную рябь в наборе, более или менее заметную в зависимости от положения движков по осям, или смешивать формы внутри одного начертания, как если бы мы имели дело не с наборным шрифтом, а с ручным леттерингом. Это и есть метафора той шестидесятнической свободы выражения, которой так много у Васина.

Это один шрифт. Но это далеко не всё, что он может уже сейчас. А то ли ещё будет. Следите за продолжением сериала Вильон.

Если вы считаете, что мой труд заслуживает поощрения, вот номер карточки: 4276380154627439. Спасибо!

--

--